По маршруту паровичка

По маршруту паровичка

parovik01

Цитата

Очерк об одном из малоизвестных московских районов впервые появился в 1993 году в книге «Окраины старой Москвы». Маршрут экскурсии проложен по линии парового трамвая — первого механического городского транспорта Москвы. Предшественницей паровичка была конка. Ее линия, открытая в 1886 году, начиналась у Бутырской заставы — на нынешней площади Савеловского вокзала. Паровичок пустили в ноябре 1891 года.

Заставы появились в Москве в начале XVIII века, когда вокруг города был сооружен Камер-Коллежский вал. Во второй половине XIX века земляные насыпи были срыты, кордегардии и шлагбаумы на заставах уничтожены, но остались многочисленные топонимические следы — ожерелье улиц со словом «вал» в названии: Трехгорный, Пресненский, Грузинский, Бутырский, Сущевский, Сокольнический, Олений, Богатырский, Преображенский, Семеновский, Измайловский, Лефортовский, Госпитальный, Золоторожский, Симоновский, Даниловский, Серпуховской, Хамовническии — и вкрапленные в это ожерелье площади — «заставы». А. РОГАЧЕВ.

ПО БУТЫРСКОЙ И ВЯТСКОЙ УЛИЦАМ

Главное здание у бывшей Бутырской заставы — Савеловский вокзал. Он был построен в 1902 году вслед за открытием Савеловской дороги — последней из девяти сходящихся к Москве железных дорог. Но еще раньше через площадь пролегла так называемая «Царская» ветка, по которой прибывающие из Петербурга царские поезда переводились с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги на Брестский (ныне Белорусский) вокзал, где был устроен специальный павильон для приема августейших особ. До 1930-х годов одноэтажный Савеловский вокзал, самый маленький из всех московских вокзалов, тем не менее был архитектурной доминантой площади, вокруг которой стояли мелкие одно-двухэтажные домишки. Сейчас здание вокзала, хотя и удачно надстроенное недавно вторым этажом с сохранением первоначальных форм, в окружении крупных современных домов уже не может претендовать на ведущую роль в ансамбле площади, утратившей четкие очертания и постепенно превратившейся в огромный транспортный узел.

Савеловский вокзал возвели в 1902 году, через три года после открытия Савеловской желез­ной дороги, соединившей столицу с верхней Вол­гой, Талдомом, Дмитровом. В 1992 году одно­этажное здание было реконструировано по проекту архитектора Я. В. Шамрая. Старый вокзал надстроили 2-м этажом, расширили, заново отделали интерьеры.

Савеловский вокзал возвели в 1902 году, через три года после открытия Савеловской желез­ной дороги, соединившей столицу с верхней Вол­гой, Талдомом, Дмитровом. В 1992 году одно­этажное здание было реконструировано по проекту архитектора Я. В. Шамрая. Старый вокзал надстроили 2-м этажом, расширили, заново отделали интерьеры.

Еще в 1909 году через ветку перебросили железобетонный, отделанный гранитом виадук, очень напоминающий Тверской путепровод. Оба этих сооружения спроектировал инженер Иван Иванович Струков. Он же является автором и современного здания Белорусского вокзала. Тверской виадук, хотя и в несколько измененном виде, сохранился до наших дней; Бутырскому — повезло меньше. Он был разобран в 1960-х годах при строительстве на площади Савеловского вокзала самой крупной в Москве трехъярусной транспортной развязки, включающей несколько тоннелей и путепроводов (авторы проекта В. Н. Константинов и К. Н. Яковлев).

Маршрут паровичка: Бутырская застава - Сельхозакадемия

Нельзя не обратить внимание еще на одну постройку на площади — господствующий над ней жилой дом с огромными колоннами, построенный в конце 1930-х годов. Еще в 1960-х годах карниз дома украшали статуи физкультурников высотой в два этажа. Автор проекта — архитектор И. Г. Безруков явно находился под влиянием знаменитого произведения академика И. В. Жолтовского — дома на Моховой, пятиэтажного жилого здания, также украшенного гигантским ордером. Но если постройка Жолтовского заслужила одобрительные оценки и стала этапом в советской архитектуре, то подражание на площади Савеловского вокзала подверглось справедливой критике. Выяснилось, что в жертву красоте фасада проектировщик принес удобства жильцов. В доме появились совершенно темные или невообразимо узкие комнаты, окна комнат одного этажа затемнялись пышными капителями колонн. В результате вторая очередь дома, выходящая на Сущевский вал, строилась уже по совершенно иному проекту. Граница между двумя частями здания отчетливо видна на его фасаде.

Нельзя не обратить внимание еще на одну постройку на площади — господствующий над ней жилой дом с огромными колоннами, построенный в конце 1930-х годов.

Но вернемся во времена дореволюционные… Осмотревшись вокруг, пассажиры усаживались в поезд паровичка, состоявший обычно из нескольких вагонов, передний из которых был оборудован паровой машиной.

В 1922 году паровичок был заменен электрическим трамваем.

1898 год. Путь у дачи Видоновых. По маршруту паровичка №8

1898 год. Путь у дачи Видоновых. По маршруту паровичка №8

Паровичок начинал свой путь по Бутырской улице, проложенной по землям бывшей солдатской Бутырской слободы. В этой слободе в 1667 году разместился первый в России регулярный солдатский Бутырский полк. Одно время командиром полка был верный соратник Петра I, один из его наставников в военном деле, генерал и адмирал русской службы Патрик Гордон. Выходец из Шотландии, он прибыл в Россию еще при Алексее Михайловиче и долгие годы честно служил своей второй родине, участвуя почти во всех войнах и походах своего времени. Могила П. Гордона находится на Введенском кладбище.

За Бутырской заставой. Трамвай следующий до Царского проезда

Главную достопримечательность Бутырской улицы, как это ни парадоксально, увидеть с улицы нельзя. Церковь Рождества Богородицы в Бутырках была построена в 1682—1684 годах и представляла собой интересный казенщины в архитектуре. В это самое время в Москве и вокруг нее сооружались легкие, изящные храмы в стиле нарышкинского барокко, а бутырская церковь вопреки всем новым веяниям являет собой грузную вариацию традиционного пятиглавого собора, выделяющегося разве что необычной для московских пригородов величиной. Так, трапезная церкви считалась в то время самой большой в Москве.

В начале XX века трапезная и интерьеры самого храма были переделаны по проекту Ф. Ф. Горностаева, который считался знатоком древнерусского зодчества, но сам строил очень мало (единственная известная его работа в Москве — колокольня Рогожского кладбища), так что его работа в церкви Рождества может рассматриваться как своего рода честь, оказанная Бутыркам мастером.

Колокольня церкви Рождества Богородицы на Бутырской улице. Красивый верхний ярус снес­ли в канун Великой Отечественной войны под предлогом маскировки города от вражеских самолетов.

Колокольня церкви Рождества Богородицы на Бутырской улице. Красивый верхний ярус снес­ли в канун Великой Отечественной войны под предлогом маскировки города от вражеских самолетов. В 1970 году между колокольней и церковью завод «Знамя» возвел корпус. Церковь построена в 1682—1684 годах, считается па­мятником архитектуры. Ныне колокольня передана православной общине. В дальнейшем предполагается отреставрировать колоколь­ню и храм.

Сегодня руины церкви закрыты производственными корпусами завода «Знамя». Зато чуть ли не посередине улицы возвышается странное сооружение — два нижних яруса церковной колокольни, ныне полностью оторванной от самой церкви. Чтобы увидеть церковь (то, что от нее осталось), придется дворами пройти на параллельную Бутырской Новодмитровскую улицу.

В XVIII веке Бутырский полк был выведен отсюда, и Бутырки превратились в обычную пригородную слободу, а в середине XIX века— в дачную местность, «грязную и вонючую, с едва заметными намеками на растительность», как указывалось в одном из путеводителей того времени. Да и сейчас Бутырская улица — одна из самых пыльных и серых среди крупнейших магистралей Москвы, разнокалиберна и случайна ее застройка. Как тут не пожалеть о чудесном плане реконструкции улицы, составленном бережно и тщательно под руководством И. И. Ловейко, но так и оставшемся на бумаге и в макете. Лишь два дома, окаймляющие выход на улицу из 4-