Старая трамвайная остановка

Уникальная трамвайная остановка трамвайного маршрута 27 «» — это жемчужина трамвайного мира Москвы, о которой мало кто знает. Вокруг истории этого павильона до сих пор не утихают споры. Когда он был построен?

Уникальная трамвайная остановка трамвайного маршрута 27 «Красностуденческий проезд» - это жемчужина трамвайного мира Москвы, о которой мало кто знает.

В журнале «Наука и жизнь» (№ 4 за 1989) в статье Н.М. Семенова можно прочитать:

«…Статуса «памятника промышленной архитектуры» заслуживает, например, сохранившийся в единственном числе остановочный павильон прошлого века в Красностуденческом проезде…».

Через несколько лет в той же «Науке и жизни» (№ 7 за 1997) А. Рогачев пишет:

«…У остановки «Красностуденческий проезд» стоит старый павильон. Согласно преданию – это единственный сохранившийся в Москве остановочный павильон парового трамвая. На самом деле все оказалось сложнее – подобные постройки (правда, переделанные) сохранились и в других местах – у Новодевичьего монастыря, у станции «Войковская»…»

И наконец, самое интересное пишет газета «Московский транспортник» (24 апреля 1941 г.) в статье «Павильоны для пассажиров»:

«На трамвайной линии, что идет по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утвержденному отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову».

Уникальная трамвайная остановка трамвайного маршрута 27 «Красностуденческий проезд» - это жемчужина трамвайного мира Москвы, о которой мало кто знает.

Москва конца XIX века не была перегружена транспортом, не стояла в пробках и не давилась в часы пик в метро. Только в ноябре 1891 года по рельсам побежал первый паровой , или, как его ласково называли, паровичок,  связывавший Бутырскую заставу и село .

Это был паровоз, напоминающий коробку с трубой и четырьмя маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль. У чудо-машины быль лишь один недостаток — низкая скорость. Поэтому Франц Когновицкий, один из гениев архитектуры русского модерна и член строительного совета московской управы, построил на пути следования паровичка несколько вместительных деревянных павильонов в античном стиле, где пассажиры могли отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании столь медленного транспорта.

Одно время кондуктором на паровичке работал Константин , переведенный сюда из центра города, будучи разжалованным из вагоновожатых после аварии. Именно он не раз отмечал в своих воспоминаниях красоту и легкость павильонов.

Остановка на углу Дубков и Красностуденческого — единственная, сохранившая хоть какие-то элементы оригинального проекта Когновицкого. Связано это с тем, что в 20-х годах (1926?) прошлого века, когда на смену паровичку пришел электрический трамвай, строительством всех остановок занимался архитектор Трамвайтреста Евгений — любимый ученик Франца Когновицкого. К деревянному павильону архитектор отнесся крайне бережно: он лишь добавил к постройке жестяные элементы — зубцы и коней на крыше — да поменял деревянные решетки на металлические.

Одни говорят, что чудом сохранившаяся деревянная постройка построена в 1941 году (по другой версии - в 1926) по проекту архитектора Трамвайтреста Евгения Шервинского.

Панорама из Профессорского дома в сторону Лесной дачи и Опытных полей Тимирязевской академии. Снимок сделан в период с 1935-1941.

До войны здесь была деревня. Вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Ивановскому пер. (ныне часть улицы ) — бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа — бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки — Марии Павловны Месснер. В центре кадра — бывшая дача потомков ямщиков Тверской-Ямской слободы — Алексея и Варвары Чувикиных. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка.

До войны здесь была деревня. Это вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Иваноскому пер. (ныне часть улицы Дубки) - бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа - бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки - Марии Павловны Месснер. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка.

Вид на бывшую дачу Марии Месснер и поля МСХА. Снимок сделан между 1938-1950 годами.

Но и в начале 50-х годов прошлого века здесь была еще деревня.

Вид из дома №15 на Красностуденческий проезд, Новое шоссе, Лесную дачу МСХА. Снимок сделан между 1950-1953 годами.

В конце 60-х годов центральные окна павильона уже забиты фанерой и закрашены, а когда то здесь находилась лавка (киоск «мороженное»), а по краям залы для ожидания.

В конце 60-х годов центральные окна павильона уже забиты фанерой и закрашены, а когда то здесь находилась лавка (киоск "мороженное"), а по краям залы для ожидания.

В конце 60-х годов центральные окна павильона уже забиты фанерой и закрашены, а когда то здесь находилась лавка (киоск "мороженное"), а по краям залы для ожидания.

Сейчас же в центре павильона находится помещение остановки с лавкой для ожидания трамвая, по правой и левой стороне от него, расположены торговые палатки.

Сейчас же в центре павильона находится помещение остановки с лавкой для ожидания трамвая, по правой и левой стороне от него, расположены торговые палатки.

Не сохранились боковые витражи.

Не сохранились боковые витражи.

А потом павильон сгорел. В начале 90-х его восстановили, но от старого оригинального здания остались металлические колонны и решетка в нижней части. Все остальное было восстановлено кое-как, но кроме решетки, колонны и общих габаритов, ничто не напоминает о былой красоте.

А потом павильон сгорел. В начале 90-х его восстановили, но от старого оригинального здания остались металлические колонны и решетка в нижней части. Все остальное было восстановлено кое-как, но кроме решетки, колонны и общих габаритов, ничто не напоминает о былой красоте.

Хотя сзади еще сохранились элементы старого павильона.

Хотя сзади еще сохранились элементы старого павильона.

Но несмотря на перестройки павильон остановки сохраняет свои объемы, а самое главное функциональное назначение — здесь находится остановка 27 маршрута трамвая.

Источники:

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вернуться на главную страницу

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.