Категории: ПамятникиРазное

Старая трамвайная остановка

Уникальная ная остановка трамвайного маршрута 27 «» — это жемчужина трамвайного мира Москвы, о которой мало кто знает. Вокруг истории этого павильона до сих пор не утихают споры. Когда он был построен?

В журнале «Наука и жизнь» (№ 4 за 1989) в статье Н.М. Семенова можно прочитать:

«…Статуса «а промышленной архитектуры» заслуживает, например, сохранившийся в единственном числе остановочный павильон прошлого века в Красностуденческом проезде…».

Через несколько лет в той же «Науке и жизни» (№ 7 за 1997) А. Рогачев пишет:

«…У остановки «Красностуденческий проезд» стоит старый павильон. Согласно преданию – это единственный сохранившийся в Москве остановочный павильон парового трамвая. На самом деле все оказалось сложнее – подобные постройки (правда, переделанные) сохранились и в других местах – у Новодевичьего монастыря, у станции «Войковская»…»

И наконец, самое интересное пишет газета «Московский транспортник» (24 апреля 1941 г.) в статье «Павильоны для пассажиров»:

«На трамвайной линии, что идет по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утвержденному отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива ской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову».

Москва конца XIX века не была перегружена транспортом, не стояла в пробках и не давилась в часы пик в метро. Только в ноябре 1891 года по рельсам побежал первый паровой трамвай, или, как его ласково называли, паровичок,  связывавший Бутырскую заставу и село .

Это был , напоминающий коробку с трубой и четырьмя маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль. У чудо-машины быль лишь один недостаток — низкая скорость. Поэтому Франц Когновицкий, один из гениев архитектуры русского модерна и член строительного совета московской управы, построил на пути следования паровичка несколько вместительных деревянных павильонов в античном стиле, где пассажиры могли отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании столь медленного транспорта.

Одно время кондуктором на паровичке работал Константин , переведенный сюда из центра города, будучи разжалованным из вагоновожатых после аварии. Именно он не раз отмечал в своих воспоминаниях красоту и легкость павильонов.

Остановка на углу Дубков и Красностуденческого — единственная, сохранившая хоть какие-то элементы оригинального проекта Когновицкого. Связано это с тем, что в 20-х годах (1926?) прошлого века, когда на смену паровичку пришел электрический трамвай, строительством всех остановок занимался архитектор Трамвайтреста Евгений — любимый ученик Франца Когновицкого. К деревянному павильону архитектор отнесся крайне бережно: он лишь добавил к постройке жестяные элементы — зубцы и коней на крыше — да поменял деревянные решетки на металлические.

До войны здесь была деревня. Вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Ивановскому пер. (ныне часть улицы Дубки) — бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа — бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки — Марии Павловны Месснер. В центре кадра — бывшая дача потомков ямщиков Тверской-Ямской слободы — Алексея и Варвары Чувикиных. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка.

Но и в начале 50-х годов прошлого века здесь была еще деревня.

В конце 60-х годов центральные окна павильона уже забиты фанерой и закрашены, а когда то здесь находилась лавка (киоск «мороженное»), а по краям залы для ожидания.

Сейчас же в центре павильона находится помещение остановки с лавкой для ожидания трамвая, по правой и левой стороне от него, расположены торговые палатки.

Не сохранились боковые витражи.

А потом павильон сгорел. В начале 90-х его восстановили, но от старого оригинального здания остались металлические колонны и решетка в нижней части. Все остальное было восстановлено кое-как, но кроме решетки, колонны и общих габаритов, ничто не напоминает о былой красоте.

Хотя сзади еще сохранились элементы старого павильона.

Но несмотря на перестройки павильон остановки сохраняет свои объемы, а самое главное функциональное назначение — здесь находится остановка 27 маршрута трамвая.

Источники:

Похожие темы

Яблони в Тимирязевской академии

Эти яблони, стоящие напротив главного здания Тимирязевской академии, когда-то росли в саду у Храма Христа…

5 лет

Найдена крышка люка «МЮРЪ и МЕРИЛИЗЪ»

29 января 2019 года, после окончанием ремонта туалета возле остановки "Тимирязевская академия" на Тимирязевской улице,…

5 лет

История одной диссертации

Безумно люблю свою районную библиотеку, а именно ту часть, которая именуется «буккроссинг». Для тех, кто…

5 лет

Московский монорельс

Столичные власти не передумали переоборудовать монорельс в трамвайную линию. Сейчас специалисты занимаются расчетами нагрузки на…

5 лет

В Тимирязевском районе Москвы похитили дореволюционную крышку люка

Историческая достопримечательность Тимирязевского района ушла буквально из-под ног: неизвестные похитили дореволюционный чугунный люк. В городе…

5 лет

«Новые номера» Сельскохозяйственной академии

Сегодня речь пойдет об одном здании Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, расположенное по адресу ул. Тимирязевская,…

5 лет